Меню сайта
Форма входа

 

           Тайны Ситской Битвы и града Китежа

 

       

        Я рыдаю, як згадаю             Щоб вы розпытали

        Дила незабути                  Мученыкив: кого,колы

        Дидив наших. Тяжки дила!       За що розпынали!...

        Якбы их забуты                 Подывиться лышень добре,

        Я оддав бы веселого            Прочитайте знову

        Выку половыну                  Тую славу. Та читайте

        Отака-то наша слава...         От слова до слова

        Отак и вы прочитайте,          Не мынайте ани титлы

        Щоб не сонным снылысь          Ниже тии комы,

        Все неправды, щоб розкрылысь   Все розберить...

        Высоки Могылы                  Та й спытайте

        Перед вашыми очима,             Тойди себе: Що мы?

                                                                                             

                                                                                               ...Раби, подножки, грязь Москвы...  /Т.Г.Шевченко/

 

 Есть по северо-западной московской железной  дороге,  что ныне закрывается     из -за  "экономической    нерентабельности" разрушенная "перестройкой" станция "Дор".  Там  где три  года назад были вокзал и магазин, где  цвела у садовых скамеек пушистая

сирень,  теперь лишь груда строительного мусора... Уже не горят по ночам фонари и тропинки к станции зарастают.  Мёртвая тишина, воцарившаяся в округе,  зарождает в душе  одинокого  пассажира невольный страх - а ну, как поезд не заметит его, и пронесётся мимо. Однако, идущие два раза в сутки, туда и обратно, развозки всё же по привычке ещё останавливаются здесь...

 

  Если перейти через переезд и пройти над речушкой Могочей, когда-то славной рекой,  впадающей в Мологу, ставшую Рыбинским  водохранилищем,  и взойти по деревяннному мостику на холм, откроется  типично-русский  пейзаж:  заброшенные поля,  убогие сёла и величественный храм,  всего в двух верстах от  станции. Храм  разрушили  недавно  в  1960-е  годы.  Закрывали  храм  и вывозили иконы и церковную утварь в близлежащий город  Красный Холм  по  инициативе приходского священника /об этом была публикация в журнале "Крокодил"/... И как обычно, всё куда-то запропастилось… Краеведческий музей в г.Красном Холме сгорел - в позапрошлом году его открыли снова, однако уже без не понадобившихся для новой экспозиции, устаревших очевидно в свете современных инноваций экспонатов, а в кладбищенском городском храме такая "благодать" и семейный уют, что совсем недавно там пропали полутораметровые иконы в дорогих серебряных окладах, и теперь конечно никому нет дела до исчезнувших в 60-е годы старинных  икон  из заброшенного и постепенно разваливающегося  храма.

 

 В опустевшем сельском храме Казанской Божией матери устроили зернохранилище и со временем деревянные конструкции  полностью  сгнили.  Колокольня,  высотою более 30 метров,  покосилась.  Живопись огромной трапезной  стёрлась  и большей частью обвалилась вместе со штукатуркой. Правая стена треснула - огромная щель зияет от крыши до фундамента. Рядом с храмом  деревни:  Грудино,  Горка,  Прокино,  Каменка,  Старое Гвоздино,  Жданы  -  когда-то   большие,   многолюдные,   ныне заброшенные,  с  разрушенными  скотными  дворами,  магазинами, клубами.

 

 Единственное, что здесь поражает, так это строящаяся современная  дорогостоящая  автомобильная  дорога  -  шоссе  в никуда,  точнее, - в лесную чащу, в верховья реки Сить. Река Сить  -  это память о событиях 1238 года,  может быть, поэтому местные старожилы не забыли о том,  что у храма стояло село  Русское  Кошево (кош – «походный обоз;  также движущееся войско»,  по церковнославянскому словарю  священника Григория Дьяченко),  что на  кладбище  у  храма где-то  есть могилы русских воинов и татар,  что в селе Старое Гвоздево с незапамятных времён жили кузнецы, ковавшие оружие и  гвозди   из  "чистого  болотного  железа",  а  над  селом,  на  Пречистой  горе,  где  сейчас  школа,  стояла  до   татарского нашествия церковь с золотым куполом. Верят старогвоздинцы, что  если разрыть землю близ школьного двора, можно найти татарские черепа и кости, и золотой купол, утонувший в многоводной реке Загороде, протекавшей здесь когда-то.

 

 17 марта  1999  года,  в  день  памяти  Святого  князя  Георгия Всеволодовича,  у заброшенного Казанского собора или, как числится в московских описях, - храма митр. Алексия /не  для  того ли его переосвятили в честь врага Тверской земли,  чтобы  тверитяне окончательно утратили  историческую  память ?/  дивным  образом явился мне благородный олень.  Как белый лебедь "пролетел" он от родника к  храму  в  сторону  станции,  могучим  топотом  оглашая  окрестность  и  оставляя глубокие следы в снегу. Я пришёл к храму в поиске чуда, подтверждения своей догадки и  для  меня это прекрасное видение было знамением того, что исторические события 1238 года действительно были связаны с этими местами:

 

"Глас Божий,  свершающий елени,  открыет дубравы, и в храме  Его глаголет славу"/Пс.28/ "Совершаяй нозе мои,  яко  елени,  на  высоких  поставляяй  мя"/Пс.17/  "Имже образом желает елень на  источники водныя,  сице желает душа моя к тебе,  Боже"/Пс.41/.  Символ  благородства  и чистоты,  гордый олень явился во время благоволения и молитвы к чистому  роднику у церковного кладбища,  напоминая  мне  об  ответственности  перед предками,  стоявшими на недоступной нам высоте служения Отечеству.

 

                                          

                                     В С А Д Н И К   Б Е З   Г О Л О В Ы

    

          В   1236г.    Ярослав Всеволодович,  принимает   Киевское  княжение,  доверяя сыну Александру Великий Новгород.   Никто до сих пор не знает, или же, скорее, не желает знать, почему через два года в 1238г.,  они не  пришли  /не смогли или не захотели?/ на  помощь своему старшему  брату,  Юрию Всеволодовичу Владимирскому,  собравшему для решающей битвы с монголами сорокатысячное  русское  войско, стоявшее укреплённым лагерем на границе Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств.  Напрасно прождал Великий  князь Земли Русской  Георгий Владимирский, принявший смертельный  бой,   Ярослава из Киева   и  племянника  Александра  /Невского/ из Новгорода...

 

Где   происходило   сражение   доподлинно   неизвестно.  Известно лишь, что небольшой отряд Дорожи-воеводы  /3 000 воинов/ сразился с татарами на реке Сить,  и затем соединился  с объединенными русскими войсками.

 

  В летописях  также есть упоминание о том, что "...ростовский епископ Кирилл,  возвращаясь из Белаозера, и  желая видеть место битвы на берегах Сити,  в куче мёртвых  тел  искал  Георгиева.  Он  узнал  его  по  Княжескому одеянию,  но   туловище лежало без головы» /Н.М.Карамзин,т.3,гл.8/.  Тело Юрия положили,   как  и  тело  его  племянника  от  старшего  брата  Константина Василька,  героя Ситской битвы, в Ростовском храме  Богоматери.

 

 "Тело   Василька   заключили   в  одной  раке  с   Георгиевым,  вложив в неё  отысканную  после  голову  Великого  Князя"  /Там  же/.  "Тем  и  отсеченная  твоя  за Христа глава   свидетельствует яве о  тебе,  прилепшая  по  смерти  к  телеси твоему"  -  читаем мы в акафисте Святому Благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу.

          После этого чудесного обретения  "...брат Георгиев, Ярослав - в надежде, что буря миновалась - поспешил из Киева во Владимир принять   достоинство   Великого   Князя...   Ярослав  приехал  господствовать над развалинами  и  трупами,  радовался  новому спокойствию  и  порядку - и слезами искреннего умиления оросил   гроб  Георгиев,   перевезённый   /может быть по случаю его   неожиданного  приезда?/  из Ростова во Владимир"/Н.М.Карамзин/.

 

"Он смирился перед ханом и  первый  подал  пример  покорности,   поехав  на  поклон к хану Батыю в Золотую Орду...  Он исполнил  все требуемые обряды:  прошел между двух  огней  и  поклонился   тени Чингиз-Хана. Батый был очень доволен покорностью Ярослава    и дал ему Ярлык на великое княжение. Его примеру последовали и   другие     князья."/ «Иллюстрированная     хронология    истории   Российского государства в портретах»,1909г./

 

"Так государи наши  торжественно  отреклись от прав народа независимого и склонили  выю под иго варваров.  Поступок Ярослава служил  примером  для   удельных князей"./Н.М.Карамзин/ В «Житии Александра Невского»  чтим:  " Благоверный родитель Александра  Невского,  Великий   князь    Ярослав,    почивающий    в    соборе   Владимирском,   приснопамятный исповедник веры,  много потрудившийся за  землю  Русскую, которую     собрал     воедино,     после    разгрома монгольского..." (?!!!)

 

         Сын Ярослава  -  Александр /1252-1263/  вместе  с   татарами,  успешно  победив в борьбе за Великое княжение братьев Андрея и   Ярослава, подложил под дань северо-западные земли: Смоленск,  Псков, Новгород;  способствовал переписи непокорного народа,  за  отказ от положенной подати резал носы /дань брали с носа/.  Его  сыновья, - Дмитрий Александрович    Переяславский    и    Андрей    Александрович   Городецкий  /1276-1294-1304/,    следуя  заветам  отца,  вели  между  собой борьбу за  Великое княжение    и,  обращаясь за решением своих споров к ханам,  приводили  татар,  которые  опустошали русскую землю.

 

 Его   внуки -   Юрий   Данилович  Московский/1319-1326/  и  Иван   Данилович   Калита /1328-1340/   вместе    с    татарами   усмиряли   Святого   князя   Михаила Тверского /1304-1319/ и его сыновей  Димитрия-"Грозныя  Очи"  и  Александра/1326-1328/,  наказав вместе с татарами и Низовскими князьями за восстание на Успение Богоматери 1327 г. Тверь,   бывшую с конца ХIIIв.  столицей Руси,  и практически уничтожив   всё её население.

 

Это краткое повествование, не вдающееся в подробности. Но  и  этого достаточно,  чтобы осознать насколько русская история  далека от того  идеала  "Святой  Руси",  который  тщатся  внушить  "простецам".  Как  в  Выдубецком монастыре монахом Сильвестром   переписывалась  "Повесть  временных  лет",  также   планомерно  искажалась  московскими князьями и Русская история,  а история  церкви  прикрывала  этот  смертный   грех.   Сокрытие   правды   узаконивает ложь.  "И уразумейте Истину,  и свободит вы"/Ев.от Ин./ от бесчестия и лжи.

 

Вспомним же   славных   своих   князей  русских, оболганных   и  преданных на поругание чужеземцам.  Исповедуем всем народом Правду  и  князей  Ярослава   Всеволодовича,  Александра  Ярославича,  Дмитрия  и Андрея Александровичей и  Данилу,  Юрия  и  Ивана  Даниловичей  поставим на подобающее место в русской истории.  Достаточно было   многовекового   умиления   "собиранием"  истощенных ложью,  подкупом, доносами древних русских княжеств    вокруг "стольного" града Москвы,  не имевшего до начала 1320-х годов,   т.е.  до  перенесения  в  Москву  Киевской митрополии Св.  Петром,  ни  единого каменного храма. Не скрещивались здесь торговые пути и  не  сходились  границы  княжеств,  не  возвышались  боголепные  храмы,  не  добро  и  правда,  а  предательство  и   холуйство праздновали здесь  свои "победы".

 

 Может быть,  пора задуматься над  неблаговидной  ролью  сначала  Владимирской,  времён митрополита Кирилла II, а затем Московской,  времён  митрополита  Петра,  епископских   кафедр,   незаконно   присвоивших  привилегии  и  достоинство Свято-Русской Киевской  митрополии,  занимавшихся политическими  интригами,  симонией, молившихся  за  монголов,  имевших  особые  блага  от последних и  никогда не плативших им дани?!

 

 Пора, наконец,  "великие  победы"  Александра  Невского  на  западе  определить,  как  успехи  русского   оружия   местного  значения скорее достигнутые не им, но его братом Андреем,  а  предательству  его  и  его  отца  Ярослава  дать  определение, достойное христианской нравственности?

 

 Во имя  будущего  Родины,  во  искупление  греха забвения  Памяти  и  Правды  Рода  Русского  нужно  найти  в  себе  силы  признать, что Святой Александр Невский не святой, не праведник,  не герой Руси,  а  изменник и предатель.

 

Начнём же с истории Тверского края,  и не  будем  соединять  Имён  праведников  Георгия  Всеволодовича,  младшего брата его   Святослава Всеволодовича и племянников их, трёх сыновей брата  их умершего  Константина Всеволодовича с их нечестивым братом  Ярославом и сыном последнего Александром.

 

Что общего  у славных героев Святой Руси, собравших на защиту Отечества около 40000 воинов из Владимира,  Суздаля, Ростова, Углича, Ярославля, Твери  и принявших смертный бой,  с предателями,  интриганами, "зверьми  тростными" /Пс.67/,  исподтишка   ожидающими   гибели  кровных братьев своих от рук иноверцев?!

 

 Что же    произошло     на     северо-западе     Великого    Владимиро-Суздальского  княжества в 1238 году?  До сих пор нет  ясного ответа на вопрос,  где  была  так  называемая  "Ситская  битва"?  На реке Сить?  В непроходимых болотах Болотеи?  Зачем   было войску русскому прятаться там,  где  не  было  провианта,  дорог,  оружия,  где  не было "поля чистого и места твердого"?

 

 Как же случилось, что Великий князь оставил во Владимире жену,  сыновей,   дочерей  на  поругание  татарам?  И,  как  неопытный  полководец /и это после многих побед над новгородцами, булгарами  и  половцами/,  расквартировал  полки  за десятки вёрст  друг от  друга по всему среднему и  нижнему  течению  Сити  в  Божёнке,   Могилицах,    Шелдомеже,    Игнатове,   Колычеве,   Станилове,  Сить-Покровском?

 

            "Сейчас всё    больше    утверждается    мнение,    что   владимирские рати,  стоявшие по разным деревням  и  сёлам,  не   успели  собраться  воедино  и каждая приняла бой и смерть там,  где стояла лагерем.  Историки полагают,  что силы  владимирцев  были  довольно  значительны,  называют от пятнадцати до сорока  тысяч." /В.А.Гречухин "По реке Сить" М. 1990/

 

           После подробного  расследования  в 1889г.  Нижегородской  учёной  Архивной  Комиссиею  во  главе  с  А.С.Гацисским  были  определены дата:  "4 марта 1238 года и место битвы: около села  Боженки,  Кашинского  уезда"/Тверской патерик, Казань,1907г./.

 

Однако  ранее  "…Память  Св. Георгия Всеволодовича в Святцах и  Месяцесловах помещалась под 4 числом февраля:  под этим числом  в    служебной   месячной   Минее   помещена полная служба  Св.благоверному  великому  князю  Георгию  Всеволодовичу.   Но,   это неверно,  св.Георгий  был  убит  позже,  так как он получил    /пред смертью своею/ весть о разорении Владимира и трагической  кончине  /7  февраля/  своей  семьи  -  супруги  Агафьи,  трёх  сыновей:  Всеволода,  Мстислава и Владимира,  дочери Феодоры и   княгинь  Марии,  Христины  и  др.  Ошибка эта внесена в Святцы   вследствие неверности  указания  в  Степенной  книге  на  день   кончины  его  "Венчася  /Георгий/  кровию месяца февраля в 4-й  день"/ Степ.кн.1,гл.10/. Празднование ему должно быть 4 марта,  в  день его кончины." /Тверской патерик архиепископа Димитрия,   Казань,  1907г../

 

 Выходит 650  лет  церковь  совершала  память Святого  не ведая точной даты его смерти?  А чем объяснить тот   факт,  что до сего дня церковь  упорно  совершает  память  Св.  Георгия  Всеволодовича  4 февраля?  Так может и канонизировали    его по ошибке?  Впрочем,  как пишет Н.М.Карамзин:"  Георгий  в  безрассудной надменности допустил татар до столицы, не взяв никаких мер для  защиты  государства,  но  он  имел  добродетели   своего  времени:  любил украшать церкви,  питал бедных,  дарил   монахов - и граждане благословили его  память".  Неужели  этих   добродетелей  хватило,  чтобы  объявить  святым  медлительного,  безрассудного,  надменного,  не защитившего свою жену и  детей князя?

 

 Что же было на Сити - победа или поражение?  Исторические  источники   свидетельствуют   о   том,  что  татары  полностью  разгромили русское войско и выиграли самое  большое  сражение  того забытого времени.  Но если русские были побеждены,  то как объяснить отступление татар весною 1238 года.  Неужели  только весенней распутицей?  Какая сила остановила татар за 100 вёрст  от Великого Новгорода?  Почему же татары и потом не  вернулись  за данью, и только усилиями Александра Невского переписали для сбора податей новгородцев,  смолян и  псковичей?  И  можно  ли  доверять  летописям,  писанным под диктовку московских князей? Ведь,  если задуматься над  общеизвестными  и  неопровержимыми  фактами истории, приходится говорить о московско-татарском иге  на Руси, которое закончилось только тогда, когда была скуплена  вся русская земля.

 

 Кинорежиссёр  Андрей  Тарковский  в  гениальном фильме "Андрей  Рублёв"  беспощадно  показал  нам  нашу   историю,   ту,   что  скрывалось       веками       под      отработанно-лицемерным, сладостно-умиленным штилем летописно-романтических небылиц.

 

Мы знаем,  что "князья друг на друга крамолу  ковали,  а поганые  приходили с победами на землю Рускую"/Повесть о полку  Игореве/.  Но когда дело доходит до того, чтобы назвать имена,   и  через  750  лет  необъяснимая  робость перед нелицеприятной правдой сковывает наши души.  Казалось бы,  кто как не Русская Православная  церковь  должна  помочь  нам узреть,  осознать и   раскаять грех равнодушия и послушания злу.  "Смирихся со злом,  умолчах  от  благ,  и  болезнь  моя  обновися"/Пс.38/.  Ничего  подобного! Вот и в  1993  году,  после  октябрьских  событий,  церковь поминала убийц вместе с невинно убиенными,  призывая к миру в "междоусобице",  откровенно соединяя  правду  с  ложью.

 

 

 

 

           Какие же неоспоримые факты того времени известны нам, на  что мы можем опираться?  Известна точная дата взятия  татарами  Владимира:  воскресенье 7 февраля 1238 года.  В феврале татары  взяли 14 городов.  21 февраля татары  осадили  Торжок,  прежде взяв Тверь. Торжок же был взят только 23 марта, его защитники  как и войска Великого князя Георгия  Всеволодовича,  надеялись  на  помощь  из  Новгорода.  "Но  в сие несчастное время всякий  думает только о себе,  ужас,  недоумение царствовали в России, народ,  бояре говорили,  что Отечество гибнет и не употребляли  никаких общих способов для его спасения".

 

 "Уже Батый находился  в ста верстах от Новгорода...,  но вдруг - испуганный...лесами  и болотами сего края - к радостному изумлению...обратился назад  к  Козельску Калужской губернии, около которого...татары семь   недель стояли"/Н.М.Карамзин/. "По разбиении Великого князя сам Батый   возвратился  в  область  Рязанскую  и  недолго  медля,  сождався  с  своими  посланными  для  разорения  градов  около Владимира,  пошёл  к  граду  Козельску"/Татищев,III,476/  "Хан  назвал  Козельск  "злым  городом"-   имя   славное   в   таком  смысле!"/Н.М.Карамзин/.

 

 Возникает   вопрос:   как   татары,  испугавшись новгородских лесов и болот,  а как  подводят  иные весенней  распутицы /которая началась здесь только в первых числах апреля ? /,  не  убоялись  южнорусских  апрельских  паводков  и  разлива Оки, потратив семь недель на взятие Козельска, отважно  оборонявшегося без всякой надежды на помощь?  Что вдохновляло жителей  Козельска и их князя Василия,  по роду Черниговского,  что придавало им силы противостоять врагу?  И  почему  славный  князь  Василий  "утонувший  в  крови"/С.М.Соловьёв/ не попал в  Святцы?

 

 Дата битвы на реке Сить 4 февраля логично вписывается  в  унылую  картину  бегства и страха,  из этой даты становится   понятно появление через 17 дней татар под Торжком.  а вот дата  4 марта, определённая лишь в 1889 году, нарушает эту гармонию. Сопротивление Торжка и  героическая  оборона  Козельска  могут иметь  историческое  объяснение,  только как следствие сначала надежды на победу общерусского войска,  а затем и победы  его, неизвестно где, когда и как совершённой.

 

Но вспомним  о   благочестивом   землепроходце   епископе   Кирилле, который  милостью  Божьей  возвращаясь  с  Белаозера в  Ростов,  оказался в  нужное  время  и  в  нужном  месте.  Ехал  архиерей  по  рекам,  искал  по  болотам  тела  князей - своего  Ростовского  Василька  и  Великого  Владимирского Георгия.  И  никакая  распутица  не  помешала архиерею отыскать то, что он наметил. Даже разлившаяся по болотам Сить  в таком «богоугодном» деле не стала ему   помехой.

 

 Пожелал видеть место битвы и увидел - в топком болоте у Сидоровского ручья.  И нашёл, что искал:  обезглавленное тело в  Великокняжеском  одеянии.  И  привёз  его  по бездорожью в целости и  сохранности в Ростов.  А там уж и превеликая Рака приуготовлена - одна на   двоих,  родным  дяде  и  племяннику.  Слава  Богу, нашли обоих -  одного без головы, Великого князя Георгия, - архиепископ Кирилл   в  Ситском болоте,  другого неизвестно кем убиенного,  Василия  князя Ростовского, - сын сельского священника Адриан,  то  ли  в   Ширинском  лесу  близ Кашина,  то ли в Серенском лесу у города Серенска,  а может и на реке  Серне  близ  Александрова?

 

А  тут вскоре  и  чья-то  голова  нашлась и "прилепилась по смерти" к обезглавленному телу Великого князя. Ростовский  епископ Кирилл II отличался не только способностью искать и  находить,  но обладал и  целительскими  способностями,  и  был  умелым  сватом:  " Ближайший преемник Батыя,  Берге...к своему   больному сыну вызывал в качестве целителя Ростовского епископа   Кирилла,...и  кроме  того,  выдал  свою ближайшую родственницу  замуж за Ростовского  князя.  При  нём  же  учреждена  была  в   ханской   столице,   Сарае,   епископская  кафедра...,  а  Хан  Менгу-Темир /1266-1281/  замечателен  тем,  что  первый  выдал   русскому     духовенству     Ярлык    на    имя    митрополита   Кирилла."/А.В.Карташёв,  Очерки  по  истории  Русской  церкви,  стр.281-282/.

 

"Мы  пожаловали  - говорит Менгу-Темир,  попов и   чернецов,  и всех боголепных людей, да правым сердцем молят за нас Бога,  и за наше племя без печали,  благословляют нас...да  не клянут нас..."То же впоследствии говорит  и  Хан  Узбек:"Мы  жалуем их Ярлыками, да Бог нас пожалует и заступит; а мы Божие  бережем и данного Богу не взимаем... да пребывает митрополит в  тихом  и  кротком  житии...  да правым сердцем и правою мыслию  молит Бога за нас,  и за наши жёны,  и за наши дети, и за наше  племя" /Там     же/.

 

  Какая     трогательная     забота    о священнослужителях,   и   терминология   до   боли   знакомая:  богоустроительная,   православная,   текст-то   дословно   из Литургии!  А  мы,  православные,   какую   неблагодарность   и   жестоковыйность    проявили:    митрополита   Петра,   что   с  "...выданным Узбеком известным благосклонным Ярлыком... в  Орде   у царя бысть в чести велицей и отпущен бысть от царя со многою  честию" /Никоновская  летопись,III,108/  в  1339г.  первым   из   русского священства во святые возвели, а о епископе Кирилле II,  целителе и святителе,  дипломате и апостоле,  "что  всю  землю   Русскую,  по обычаю своему, прохождаше, грады всея Руси учаше,   наказуеши,  исправляше" и  о  благочестивых  татарах,  великих   Ханах  Батые,  Берке,  Гуюке,  Менгу-Темире, Узбеке, что "Божие берегли и данного Богу не взимали" позабыли.

 

Кто как  не  они  заслужили  почётное  право первыми возглавить Святцы?!  Ведь с   вывезенного из Киева драгоценного престола,  тончайшей  работы  русских  мастеров,  они,  впервые  в  истории  христианства  и  вопреки       Апостольским       правилам,       благословляли   иноверцев - "православных"  своими благодатными Ярлыками:  от их  Высокого Имени окормлять,  воцерковлять, исповедовать,"вязать и  решить" граждан Святой Руси. И только благодаря Их начинанию и заботам "мы не  знаем  до  конца  татарского  владычества  над Русью,    до    1480г.,   ни   одного   случая   какого-нибудь   посягательства  ханов  на  установившиеся  привилегии  русской  церкви" /А.В.Карташёв, стр.284,т.1/.  И первым  удостоился  получить  именной  Ярлык  митрополит  Кирилл  II,  бывший первосвятителем Руси со времени татарского  нашествия до 1281 года,  т.е.  более сорока лет.

 

 По сей день в  историографии  не  ставился вопрос о роли личности митрополита  Кирилла II в русской истории.  А ведь это  центральная  фигура ХIII столетия,  первый на Руси митрополит из русских, вместе с великим   князем   Александром   Невским    предавший    Киев на поругание монголам,   благословивший  князя  на братоубийственную войну за Великое княжение Владимирское!  Попытаемся же разобраться,  какого рода-племени  этот  «пастырь  добрый»?  Откуда  он  появился на русской земле, каким ветром его к нам занесло?

 

 "Прибывший к нам из Греции в 1237 году,  т.е.  в самый год   нашествия монгол на северо-восточную Русь, митрополит Иосиф, по  всем  признакам  избегая  киевского  погрома 1240г.,  удалился   восвояси" /А.В.Карташев/. Но бегство архиерея со своей кафедры осуждается Апостольскими правилами: " Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную приходити..."/Правила  святых  апостолов,  пр.14/.

Что  же  заставило греческого митрополита  покинуть Киевскую кафедру?

 

А чем объяснить лишение епископства и  Стольной  кафедры в 1241г.  митрополита Иосафа,  избранного  соборно галицкими епископами на  пустующее  место  митрополита  всея Руси? Странно по крайней мере, что Иосафа лишил церковной   власти его мирской патрон,  князь Данила  Романович  Галицкий.  Казалось  бы  кому,  как  не  ему возрадоваться поставлению на   общерусскую митрополию епископа столицы своего княжества?

 

В  1242г.  Галицкий князь   сам   избирает кандидата на митрополию - неизвестно откуда  взявшегося  игумена   Кирилла.   Опять-таки  вопреки  Апостольским  правилам: "Аще который епископ,  мирских  начальников употребив,  через них получит епископскую в церкви   власть:  да  будет  извержен  и отлучен,  и все сообщающиеся с  ним." /Пр.30/.   И только в 1249  году  Кирилл  был  поставлен  на   митрополию Византийским патриархом Мануилом,  после того,  как  князь Галицкий,  Даниил Романович,  "устроил свои отношения  к  монголам  в  1246  году".

 Это  поставление в митрополиты,  по   рекомендации "мирского начальника", удивительно ещё и тем, что    впервые  в  истории  русской  церкви  место  митрополита занял   русский епископ.

 

 Ещё до монголо-татарского  нашествия  дважды  Русь   пыталась  избрать  своего  первосвятителя:  митрополита   Иллариона Киевского и  Климента  Смолятича,  авторов  наиболее   значительных богословских произведений своего времени,  но эти   кандидатуры не были утверждены в Константинополе,  несмотря на  их  авторитет  среди  русского епископата и глубокую учёность.

 

Почему северные  князья  мирились  с  отсутствием  в  стольном  Владимире и епископа, и митрополита  в течение 12 лет,  а потом так легко и безмолвно  покорились  судьбе, приняв южнорусского ставленника, оставившего их к тому же без епископской кафедры? Почему  греки  смирились с  поставлением   русского   по    национальности  митрополита?  Ответить  на эти вопросы мы сможем только тогда,  когда примем во внимание,  что хозяевами на Руси были  монголы.   Кто  угодил  им,  тот  и достоин был митрополичьей кафедры.  А  Византия  "с   монголами   стремилась   связаться   теснее   и  дружественнее,  чтобы  иметь  их на своей стороне для изгнания  латинян из Константинополя, чего вскоре и добились при Михаиле Палеологе в 1261 г " /А.В.Карташев,стр.291/

 

 ". . . наступили другие времена. Едва только успел… Продолжение »

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0