Меню сайта
Форма входа

НОЧЬ ВИКТОРА ЦОЯ

Смысл песни "Спокойная ночь" настолько всеобъемлющ, что я не решаюсь говорить о ней без предисловия. Сначала поговорим о ночи. У Дж. Байрона в трагедии "Манфред" есть на эту тему такие слова : "Мне образ ночи ближе, чем образ человека". Это о том, что ночью открывается тайна мироздания: "Открылась бездна, звёзд полна. Звездам числа нет, бездне дна" (М.В.Ломоносов). В песнях Цоя очень острое восприятие тайны и величия ночи. Когда затихает дневная сутолока жизни, человек остаётся ночью с собою и мирозданием один на один.



Если исходить только из одного названия песни "Спокойная ночь", в ней поётся именно о "спокойной ночи". А вот, если кроме умения точно читать названия, хотя бы чуть-чуть задуматься о её образах, то вряд ли эту тревожную ночь можно считать "спокойной". Всё как раз наоборот. Ночь в этой песне имеет не банальный природный, не обычный, но космический всеобъемлющий смысл, также впрочем, как и "стук копыт", "мешающий спать", "тревожащий сон" обывателя. Ночь "внушает им страх", "тревожит им сон", и ей вторит "стук копыт"...



Ночь в космическом плане - это Начало. Ночью зачинается всё то, что потом происходит днём. "Звёздная пыль на сапогах" у тех, кто не боится ночи, тьмы, не боится идти вперёд, "окунаясь в неизвестность" (Б.Пастернак), в "Несбывшееся" (А.Грин). "Ночь отражается в твоих глазах", зовёт к себе. Ночью Человек живёт реально, ему некому лгать, не с кем играть в жизнь:



Но сейчас деревья стучат ветвями в стёкла.

Ты можешь лечь и уснуть и убить эту ночь...

Деревья, как звери царапают тёмные стёкла...



"Тёмные стёкла" привычек, предустановлений социума "царапает" жизнь зелёного таинственного мира, "стучит" в них "ветвями, полными чуткой ночной жизни.



"Знаешь, каждую ночь я вижу во сне море... слышу во сне песню... вижу во сне берег... каждую ночь".



"Летний дождь наливает в бутылку двора ночь".

 

"И это ночь и её электрический свет бьёт мне в глаза... и её электрический дождь бьёт мне в окно... и её электрический голос манит меня к себе".

"Это наш день. Мы узнали его по расположению Звёзд", то есть цель жизни, судьбу можно понять, осознать только ночью.



"Мы поверили Звёздам", которые светят ночью.



"Ночь коротка, цель далека. Ночью так часто хочется пить" - ночью жажда жизни и духовная жажда обостряются…



"В стеклянности талой воды мы видим луну. Замёршие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры" - нам недостаточно холодного отражённого лунного света ночью, именно ночь призывает зажечь тёплые огненные костры…



"Я смотрю в ночь. Я вижу, что ночь темна. Но это не станет помехой прогулке романтика".



"Каждый день ты приходишь домой, когда темно... А Она живёт в центре всех городов. И ты хочешь быть рядом, но надо ехать домой, уже темно. Проснись - это Любовь! Смотри - это Любовь!" - Сама Любовь является во тьме и тишине, сокровенно, ночью и, как ночь, полна невыразимыми тайнами.



"Звездопад. Только он для нас!" - здесь речь идёт о том, что мы не следуем своей Звезде - своей Судьбе, потому нам остался только звездопад и дым вместо огня. "Звёзды, упав, останутся здесь, навсегда останутся здесь", и ещё - "Похоже, что ночью был звездопад. Но звёзды, как камни, упали в наш огород".



« Уже поздно, все спят, и тебе пора спать,

Завтра в восемь утра начнется игра,

Завтра солнце встанет в восемь утра.

Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед.

Два из правил игры, а нарушишь - пропал,

Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал.



Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла,

Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.

Деревья, как звери, царапают темные стекла,

Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту ночь.



Ни звонков, ни шагов, ни звона ключей,

Еле слышно часы у кровати стучат,

В этом доме все давно уже спят.

Только капля за каплей из крана вода,

Только капля за каплей из времени дни,

Ты пойдешь рубить лес, но увидишь лишь пни.



Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла,

Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.

Деревья, как звери, царапают темные стекла,

Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту ночь.



Говорят: "Может быть, так оно и лучше оставить тайну. Есть неясные моменты в песнях, например, "крепкий утренний лед" - это что имеется в виду? Меня недавно спросили : " Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед", чай со льдом с утра?"

- Нет, есть вполне понятный, без привлечения эзотерики и мистики, адекватный ответ. Ведь речь идёт в песне "Игра" о крепком утреннем чае после бессонной ночи, и чай пьёшь для того, чтобы преодолеть недосыпание. То есть без искусственного возбуждения не сможешь "играть" свою роль в социуме, которая начинается с восьми утра. То же самое, и "крепкий утренний лёд" - это установившиеся однообразные отношения с сослуживцами, которым не нужен ты, и они тебе в точности также не нужны, но все соблюдают приличия по установленному образцу.

В песне "Игра" этой выморочной дневной социальной жизни - "двум правилам игры, а нарушишь, пропал" противопоставляется жизнь ночных деревьев, что "сейчас стучат ветвями в стёкла... как звери царапают тёмные стёкла", отделяющие выморочный мир людей от таинственного живого ночного мира.



А в домах убогих, обокравших себя и отделившихся от единства жизни людей - "только капля за каплей из крана вода": монотонные лживые холодные отношения, дозированные - "капля за каплей", прилизанные, льстивые и лживые... "Только капля за каплей - из времени дни" - время, размеренное хождением на службу, - чужая жизнь, приспособившаяся к цивилизации, убивающая индивидуальную судьбу и личное время...

Даже смерть - и та чужая: "Ты пойдёшь рубить лес, а увидишь лишь пни", то есть и зло и уродство уже сделали до тебя и за тебя, и в этом ты не самостоятелен. И "ни звонков, ни шагов, ни звона ключей". Нечего открывать в социальном доме, и вроде бы все на месте, но нет никого, никто уже давно никому не нужен... "лишь часы у кровати стучат", отсчитывая время прозябания в безвременьи - "в этом доме все давно уже спят".



За окнами солнце,

За окнами свет - это день,

Ну, а я всегда любил ночь.

И это моё дело - любить ночь.

И это моё право - уйти в тень.



Я люблю ночь за то,

Что в ней меньше машин.

Я люблю дым и пепел своих папирос.

Я люблю кухни за то,

Что они хранят тайны.

Я люблю свой дом,

Но вряд ли это всерьёз.



ПРИПЕВ: И это Ночь, и Её электрический свет

Бьёт мне в глаза.

И это Ночь, и Её электрический дождь

Бьёт мне в окно.

И это Ночь, и Её электрический голос

Манит меня к Себе.

И я не знаю, как мне прожить следующий день.



Я один, но это не значит, что я одинок.

Мой магнитофон хрипит о радостях дня.

Я помню, что завтра меня ждёт несколько встреч.

И кофе в известном кафе согреет меня. ПРИПЕВ:



Первое, что сразу бросается в глаза, это "свет за окнами". Туда не хочется в этот "свет". Нечего делать Виктору в этом "дне" и в этом "свете". Виктор противопоставляет себя этому "дню"... "Любить Ночь - это моё дело"... и это высказано очень серьёзно, ибо свобода - это главное дело в жизни В.Цоя, и он имеет право ("это моё право"), как свободный человек "уйти в тень" и не смешиваться с "белым" бесцветным днём и всеобщей бес-смыслицей бытия.



В ночи затихает глупая суета "белого" дня. В ночи меньше бездушных машин, ненавистных Виктору Цою. На тёмном ночном фоне виден огонь неяркого, но самостоятельного источника света, и клубы сигаретного дыма так красивы... Ночью становятся видимыми тайны домашних очагов - кухни, хранящие тепло личных человеческих искренних отношений. Дома как бы оживают ночью, обретают индивидуальность, которую можно любить, но если всерьёз, то Виктора ночью больше занимает другое...



Ночь электрическим неземным звёздным светом из Тайны Мироздания бьёт прямо в глаза Цою. Этот таинственный неземной дождь из световых капель "бьёт в окно", т. е. убирает предвзятый взгляд на мир и соединяет со Звёздами. И вот уже вещий Голос из глубины Ночи слышится Цою, "манит" его к "Себе". Конечно, после таких дивных откровений уж и не знаешь, как найти себе место в следующем бесцветном дне.



В последнем куплете Виктор прямо говорит о том, что посылаемые ему ночные откровения никак не связаны с людьми и, конкретнее, с любовью к женщине. Ночью Виктор один, но он не одинок, потому что он с Величием Ночи. А магнитофон его может только "хрипеть о радостях дня", к чему нельзя относиться без иронии. Какие-то ненужные никому несколько встреч, - "кофе в известном кафе" (опять ирония)... Только наркотический кофейный огонь "согревает" маленького никчёмного человека в кафе, причём непременно кому-то "известном".



И как противопоставление этим мелким "радостям" дня вновь звучит припев, как Голос из глубины мироздания, полный Света и Влаги и Смысла, бьющий в глаза, в окно, манящий неземным очарованием. Недаром В.Цой назвал один их своих альбомов - "Ночь".



Вот после этого предисловия поговорим более подробно о гениальной песне "Спокойная ночь".



Крыши домов дрожат под тяжестью дней.

Небесный пастух пасёт облака.

Город стреляет в Ночь дробью огней.

Но Ночь сильней, Её власть велика.



ПРИПЕВ: Тем, кто ложится спать,

Спокойного сна,

Спокойная ночь.



Я ждал это время, и вот это время пришло.

Те, кто молчал, перестали молчать.

Те, кому нечего ждать, садятся в седло,

Их не догнать, уже не догнать.



Соседи приходят, им слышится стук копыт.

Мешает уснуть, тревожит их сон.

Те, кому нечего ждать, отправляются в путь.

Те, кто спасён, те, кто спасён.



После второго и третьего куплета следует припев: "А тем, кто ложится..."



Короткая песня, но какое огромное содержание... Здесь не только потрясающие по красоте величественные образы и безупречная музыкальная и литературная форма. Здесь содержится очень цельное философское и богословское мировоззрение, удивительно органично увязанное с праведным социальным взглядом на мир. Библейскому индивидуализму противопоставляется активная любовь к Божьему миру во всех его проявлениях, - любовь к людям, принимающим на себя ответственность за действие и бездействие в Мире Божьем и противостояние холоду и бес-смысленности цивилизации.



Это самая что ни на есть антиклерикальная песня, отрицающая лукавую церковь и нечестивую власть. В ней прямо сказано: те, кто ждёт благодати от прошлого, не желая жить в настоящем - не верит ни Богу, ни ближним.

"Тяжесть дней"? - На что более всего повлияло Время в жизни человечества? - На крыши. На вершину домов человеческих. На семейные очаги, от которых люди ушли под крыши храмов. Крыши храмов задрожали под тяжестью предрассудков, предубеждений, годами и столетиями копившейся фальши обрядоверия, неискренности и лукавства. От облаков лжи, скрывающих небесный свет, которые пасут...

А кто или что это за "пастух", похожий на церковных пастырей, но "пасущий

облака"? Что обозначают "облака" в песнях Виктора Цоя? Вспомним его "Но я вижу, как тучи режет солнечный луч"! Так, кто же сей "небесный пастух", пасущий тех, кто верит облечённым непонятно от кого властью "вязать и решить"...? На этот вопрос Виктор отвечает в конце песни, в третьем куплете.





«Город стреляет в Ночь дробью огней.

Но Ночь сильней, Её власть велика»

- Эти строки можно сравнить со строками более поздней песни «Сосны на морском берегу»:

«И пускай фонари светят ярче далёких звёзд.

Фонари все погаснут, а звёзды будут светить».



И вот здесь уместно вспомнить всё, что сказано уже о Ночи в начале рассмотрения этой песни. Ночь зовёт искренне живущего своей глубиной и тайной. «Дробь» земных «огней» рас-стреливает сознание цивилизованного обывателя ярким искусственным светом города, но по-настоящему живой человек не может смириться с этим электрическим неоновым светом, и за ним чувствует Великую Власть Ночи и своей Звезды – символизирующей своим светом малое, или большое место человека в мироздании, в соответствии со своей личной и родовой Судьбою. «День дню отрыгает Глагол, и нощь нощи возвещает Разум» (Пс.18, ст.2).



Величие ночи останется с искренне живущим и устремлённым в будущую жизнь. Но, как же это не похоже на припев «Спокойной ночи»:



«А тем, кто ложится спать, -

Спокойного сна,

Спокойная ночь».



Здесь уже совсем другая ночь. Ночь уже никакого отношения не имеющая к Величию и Тайне мироздания. Маленький человек легко и непринуждённо уходит от власти своей личной судьбы. Вместо того чтобы жить напряжённо со своими ближними и данным ему от Бога временем, он предпочитает «ложиться спать», а сейчас ночь – это к тому же время вседозволенности и разврата – удовлетворения похоти человеческой, и в словах В.Цоя звучит холодная ночная ирония одинокого, но «верящего Звёздам» человека.



Дальше разговор идёт уже прямо с социальным временем, в котором жил Виктор:

 

«Я ждал это время, и вот это время пришло.

Те, кто молчал, перестали молчать»

Это о тех, кто смело настаивал на необходимости реальных изменений в жизни советского народа.



«Те, кому нечего ждать, садятся в седло,

Их не догнать, уже не догнать».



Вспомним «Легенду». Там ясно сказано, что «смерть стоит того, чтобы жить, а любовь, стоит того, чтобы ждать». Это так, потому что для свободного человека нет, и не может быть другого ожидания, кроме любви. Он не боится ночи – неизвестности, и потому смело садится в седло – здесь, скорее всего, имеется ввиду понимание лошади, как родового существа, беззаветно стремящегося к поставленной свыше цели. Таких свободных людей, оседлавших время и следующих судьбе, конечно, не догнать тем, кто ждёт внешних изменений, чтобы следовать им и наверняка иметь возможность поживиться за счёт общего благосостояния.

Страшно отстать от естественной жизни и выпасть из десницы Бога не приспособленцу, но свободному человеку.



«Соседи приходят, им слышится стук копыт» - вспомним соседа из «Прохожего»: «И сосед за стенкой стонет, он увидел страшный сон». Тот сосед стонал из-за «магнитофона» уличного хама, а эти «соседи» «приходят» куда-то… Виктор не договаривает, куда именно… хотя они явно спасаются от уже слышимого ими «стука копыт», «мешающего им уснуть, тревожащего их сон»…

Так куда приходят спасающиеся от стука копыт соседи, желая уйти от душевной тревоги? Какое место на белом свете способно дать им упокоение от жизненных тревог и возможность спать бес-пробудно? Где можно спастись от «стука копыт»?



Вспомним песню «Растопите снег» двадцатилетнего В.Цоя:



«Я выхожу на порог. Я слышу стук копыт.

Растопите снег. Растопите снег.

Он убьёт меня. Он мой враг навек».



Без всякого сомнения, речь идёт о сатане, как в той, так и в другой песнях. Итак, куда приходят «соседи» - не ближние, не родные (вспомним: «У меня есть братья, но нет родных»), но только-то и всего, что соседи?

Они идут в церковь, и там «спасаются» от страха смерти, «тревожащего их сон», от «стука копыт» в обывательском раю тихого и привычного прозябания. В храм идут те, кто просит подаяния духовного, ждёт благодати от других…

А «те, кому нечего ждать», кто сам готов действовать, … они спасены – свободны, «отправляются в путь» по Слову Божьему, принимая стезю во времени и пространстве бытия своего Рода.



Те же, кто принимает устоявшиеся каноны, обряды и внешние формы т.н. «духовности» в той или иной секте, конфессии, церкви или же государстве, пусть спят и дальше.

 

Верующие «небесному пастуху», - месяцу, пасущему отражённым светом «облака» предубеждений, ещё не проснулись к свободной духовной жизни, и от Бога они бесконечно далеко:



А тем, кто ложится спать,

Спокойного сна,

Спокойная ночь.



Или же, как в «Легенде»:

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?



P.S. И вот к 50 –летию Виктора Цоя мы услышали спетый его голосом вариант песни «Атаман».



Там дело обстоит ещё страшнее и подтверждает высказанное ранее:



Ох, смотри, не промахнись, Атаман,

Чтоб не дрогнула рука невзначай.

Да смотри, не заряди холостых,

Да не думай о петле палача.



А не то наступит ночь - ночь,

И уйдут от нас поля и леса,

Перестанут петь про нас небеса

И послушаем земли голоса.



А потом наступит день - день,

Каждый скажет то, что было, не помню.

И пойдём мы под пастушью свирель

Дружным стадом на бойню

Бог терпел и нам велел : «Потерпи».



Ох, смотри, не промахнись, Атаман,

Чтоб не дрогнула рука невзначай.

Да смотри, не заряди холостым,

Да не думай о петле палача.



О чём эта песня, которую Виктор так и не решился спеть? – На мой взгляд, о том, что «атаманы» наши «зарядили холостыми», не сумев разглядеть врага у себя под носом… дрогнула их рука, из-за страха пред петлёй палача и … «наступила ночь» - дочь тёмных сил «и ушли от нас поля и леса, перестали петь про нас небес а и послушали-сь мы голосов земли»….

И наступил день, а точнее тень от той жизни, которой мы жили…. И каждый из нас проклял своё прошлое: «Каждый скажет то, что было, не помню» и под убаюкивающую свирель Пастуха мы, яко послушное стадо дружно идём на бойню с давно уже навязшим в зубах «христианским» лозунгом: «Бог терпел, и нам велел».

Какой страшный, но вполне закономерный конец для тех, кто отказался от испытания Величием Ночи и принял за Солнечный Свет искусственные огни в лживом мире цивилизации…..

И вот ещё вопрос перед нами? О каком атамане пел Виктор? Не о самом ли себе и об ответственности перед теми, кто без страха пойдёт за ним? Вспомним о том, как Виктор в течение нескольких часов собрал многочисленную массовку для фильма «Асса». – Вот потому-то и не мог Виктор «зарядить холостым» и по ночам «не думать о петле палача».











Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0