Меню сайта
Форма входа

                              Смысл войны в творчестве Виктора Цоя

Война…. Группа крови… Звезда по имени Солнце…. Печаль… Легенда….Завтра война… Кино

 

Когда Виктора спросили о песне «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», Виктор насмешливо ответил: « Антивоенная, актуальная песня. Эта песня, пожалуй, самая связная»…

« - Я пишу песни не потому, что нужно, а потому что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда «нужно», получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.

- Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же написали антивоенную песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», хотя не испытали ужасов войны?

- Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за неё, по сути, никто серьёзно не берётся. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.

- А может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?

- В принципе, рок-музыка в социальном плане – вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях….  …. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни, и это необходимый для меня процесс. Я пишу песни о том, что происходит вокруг меня.

- Когда говорят об увлечении нашей молодёжи рок-музыкой, почти всегда напоминают о том, что она пришла к нам с Запада…

- С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что эта музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая музыкальная форма, и ещё – это музыка, которая остаётся социальным явлением, это массовое народное искусство» («Аргументы и факты», № 39, 1987).

 

 

ВОЙНА

 

 

    Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне,

    Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.

    Покажи мне того, кто выжил один из полка,

    Но кто-то должен стать дверью,

    А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.

 

        Земля. Небо.

        Между Землей и Небом - Война!

        И где бы ты не был,

        Что б ты не делал -

        Между Землей и Небом - Война!

 

Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь.

Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.

Где-то есть люди, для которых теорема верна.

Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,

Под которым дрогнет стена.

 

        Земля. Небо.

        Между Землей и Небом - Война!

        И где бы ты не был,

        Что б ты не делал -

        Между Землей и Небом - Война!

 

 

Как утверждал Игорь Тальков в "Монологе", В.Цой мог бы не создавать других песен, ибо в одной только вот этой строчке сказано обо всём просто и гениально. Здесь и богословие, и философия, и этика, и эстетика - подлинно новое понимание, которого не найти ни в Упанишадах и буддизме, ни в Коране и мусульманстве, ни в Торе и иудаизме, ни в Библии и христианстве...

"Земля. Небо. Между землёй и небом - война".    О чём это? - Да о том, что пресловутая элитарная "духовность" всех без исключения монотеистических религий находится в состоянии войны с общественной Справедливостью на земле и потому вынуждена лице-мерить, измеряя своей личиной земные блага и присваивая себе и самое Небо. Нельзя "быть уверенным в завтрашнем дне" при нынешней вере, находящейся в услужении у беззаконных властей, и все "погибшие на этом пути" невольно обезличены, лишены свободы духа, и потому "нарисовать портреты" их невозможно. Невозможно найти хотя бы "одного", кто бы в этом "полку" "выжил" не потеряв индивидуальность и не солгав.

 

Но, несмотря на то, что нынешнее устроение жизни ( скорее беспорядок) - "война между небом и землёй" кажется незыблемым, роли людей от века распределены: "Но  кто-то  должен  стать  дверью, а  кто-то  замком,  а  кто-то  ключом  от  замка." - Это о том, что Христос,  Будда, Мухаммед, и их ученики стали для человечества дверью в светлое будущее... а сотворённые на богочеловеческой и пророческой основе великие религиозные учения были превращены их «последователями» в  замок.   Герои же, Пророки нового времени, такие, как Виктор Цой – призваны быть ключом от замка.

 

 Так сложилось в  жизни Виктора потому, что он, живя в цивилизованном ущербном городе, был "занят охраной тепла", сумев остаться с "детьми проходных дворов", "для которых есть день и есть ночь", есть "победы добра над злом, как" и "победы зла над добром". Виктор остался с людьми, у которых есть ответственность за будущую земную жизнь - "у которых есть сын и есть дочь", остался с теми, "для которых теорема верна" (Теос - Бог, рема - принятие ответственности за общую жизнь в Мире Божьем).

 

 "Кто-то станет стеной, а кто-то плечом, под которым рухнет стена". - Стена из лукавства, лицемерия, противоестественных обрядов целования "батюшкиных" ручек,  тупого бессмысленного предстояния окраденной духовными знаниями толпы пред "законной" иерархией в роскошных одеяниях в земной церкви, присвоившей себе благодать Небесной Церкви…  и  стена  в миру из «законов» прямого унижения подчинённых чиновникам и хапугам  "дрогнет" под "плечом", исповедующего Единому Богу и Ангелам Его - Свободу, Творчество и Любовь... но нужно твёрдо ведать и помнить, что случится это не само собой и не сразу... потому что "война между землёй и Небом" - основное содержание нашей эпохи и она ныне всюду  - " И где бы ты ни был, что б ты ни делал, Между землёй и небом - Война". "Война". "Война". "Война" !

«Россия обескровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из коматозного состояния зависит от того, как скоро люди, населяющие территорию России, прозреют и потянутся к Правде, к Свету, к Истине, к Богу. Земля — Небо.

Между Землёй и Небом — война. Спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал всё. Просто и гениально.

До сих пор мне непонятна смерть Цоя; предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушёл внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение, расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл, таким образом, брешь в энергетическом поле защиты, причём сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Чёрные среагировали мгновенно» (Игорь Тальков, «Монолог»).

 

ГРУППА КРОВИ

 

Теплое место, но улицы ждут

Отпечатков наших ног.

Звездная пыль - на сапогах.

Мягкое кресло, клетчатый плед,

Не нажатый вовремя курок.

Солнечный день - в ослепительных снах.

 

        Группа крови - на рукаве,

        Мой порядковый номер - на рукаве,

        Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:

        Не остаться в этой траве,

        Не остаться в этой траве.

        Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!

 

И есть чем платить, но я не хочу

Победы любой ценой.

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Я хотел бы остаться с тобой,

Просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.

 

        Группа крови - на рукаве,

        Мой порядковый номер - на рукаве,

        Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:

        Не остаться в этой траве,

        Не остаться в этой траве.

        Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!

 

 

 

 "Тёплое место" - сколько однозначного смысла в этой фразе, но люди, озабоченные поиском "тёплого места под солнцем"  никогда не согласятся с В.Цоем, что тёплое место не главное в жизни, что "не место красит человека, но человек место". Не согласятся, возможно, и с тем, что "улицы ждут отпечатков наших ног" - что не комфорт, но общественное, связывающее ближних дело, нужно праведному человеку, не "мягкое кресло", в котором можно успокоить свой любящий покой зад, не накинутый на себя по собственной воле - сверху "клетчатый плед" - чёрно-белый, выражающий собою символически приятие для внутреннего потребления конформизма, согласного как с добром, так и со злом...   Здесь может иметься в виду  и жизнь в клетке,  упакованность в довольстве собою, плен внешнего и умственная лень...  "Не нажатый вовремя курок" - это, конечно же, обличение невозможности, для любящего конформизм и комфорт, принять суровое справедливое решение по поводу окружающего нас зла.  Это отказ взять, наконец, на себя ответственность и наказать очевидное всем и каждому зло.    Это о "заповеди ненасилия" (сравните: "удар выше кисти, терзающей плоть, но вместо крови в жилах застыл яд...и вот кто-то плачет, а кто-то молчит, а кто-то так рад... мы тяжело больны...все сошли с ума!).....И в противоположность такому современному положению вещей "улицы ждут отпечатков... ног" людей с искренними убеждениями, романтичным, возвышенным взглядом на мир - тех, у кого "звёздная пыль на сапогах", - тех, кто способен верить "солнечному дню в ослепительных снах"!

 Что ещё неплохо было бы понять, так это то, что в поэтике В.Цоя главное не цвет, у которого множество оттенков, и конечно - не белый и чёрный - не "да" и "нет" в области цвета. В области цвета не найти Истины, что бы и кто бы ни выводил из многообразия его. Свет образует цвета, даёт имена, Свет Солнца - "Солнечный день в ослепительных снах", или же ночная "Звёздная пыль на сапогах". Т.е. Свет тех, кто прошёл через субъективное наваждение (Ночь) индивидуальной жизни и призывает ближних на улицы городов, призывает вон из "тёплого места", из "мягкого кресла", снять с себя "клетчатый плед" условностей  - "нажать вовремя курок" -  выстрелить в уже ставшего давно открытым врага рода человеческого, метко попасть в цель.

 "И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой. Я никому не хочу ставить ногу на грудь" -

речь о том, что Виктор твёрдо осознаёт, что у него есть талант и пророческая миссия и необычные для простого человека возможности, которые не могут быть оценены в привычном порядке, но он не собирается разменивать свой Божий Дар на власть и деньги. Любая расхожая "цена" и человеческая "власть" не стоят того, чтобы отказаться во имя их от Бога, с которым Виктор желает быть вместе. Но нельзя "просто остаться с Тобой", - остаться с Богом, забыв о ближних  ( "возлюби ближнего своего, как самого себя" ), нельзя быть с Богом, не исполняя Его Воли, и потому -  "Но Высокая в небе Звезда зовёт меня в путь!"...

 "Группа Крови на рукаве" - не знак офицерского отличия ( см. "Генерал" В.Цоя), не погоны, не лычки, не звание, - нет "Группа Крови" означает родовую идентичность со своим народом, ради которого  Цой встал на борьбу с ложью и злом. "Порядковый номер" - есть место рядового солдата в строю, место в череде /предыдущих/ поколений, место Воина, принимающего ответственность за полноту исторической жизни своего народа - отцов, матерей, дедов и прадедов, за будущую счастливую жизнь своего потомства.

 "Не остаться в этой траве" -  трава, как кровь земли - "красная, красная кровь - через час уже просто земля, через два - на ней цветы и трава, через три - она снова жива и согрета лучами Звезды по имени Солнце", - стало быть, зелёная трава у В.Цоя - символ необоримости Жизни, Её Вечности, Вечности Земли, а не только Неба...

 И последнее. Что же такое означает "Солнечный День в ослепительных снах", как не Светлое Будущее "Утопий" Гесиода, Сократа, Платона, Томаса Мора, Томазо Кампанеллы, Джордано Бруно, Сирано де Бержерака, Френсиса Бэкона? Зовите его коммунизмом, или развитым социализмом, но точнее определения сему "хилиастическому заблуждению языческой древности" (как сказали бы ортодоксальные "христиане"), чем дал ему Виктор Цой, не подберёшь! Во всяком случае, ясно, что это, конечно же, не сонный и безвольный библейский рай с лукавым змием на Древе Жизни!

 

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ

"Белый снег, серый лёд

На растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

 

А над городом плывут облака,

Закрывая Небесный Свет.

А над городом жёлтый дым.

городу две тысячи лет,

 

Прожитых под Светом Звезды

По имени Солнце!

 

И две тысячи лет Война,

Война без особых причин.

Война - дело молодых,

Лекарство против морщин.

 

Красная-красная кровь -

Через час уже просто земля,

Через два - на ней цветы и трава,

Через три - она снова жива

 

И согрета Лучами Звезды

По имени Солнце!

 

И мы знаем, что так было всегда,

Что Судьбою больше любим,

Кто живёт по Законам другим

И кому умирать молодым.

 

Он не знает слово "да" и слова "нет".

Он не помнит ни чинов, ни имён

И способен дотянуться до Звёзд,

Не считая, что это сон.

 

И упасть, опалённым Звездой

По имени Солнце!"

 

Это стихотворное произведение  совершенной художественно-литературной формы. Содержание здесь раскрывается очень последовательно и с какой-то роковой непреложностью. Каждое слово имеет необычайно богатый смысл... Этот смысл явлен как в субъективной плоскости, так и в объективной художественной картине мира, что постепенно развёртывается перед нами. "Снег", "лёд", "дым", "облака", "город", "Звезда", "Свет", "Луч", "Солнце", "кровь", "Закон", "Судьба" - последовательный ряд сакральных понятий, разумея смысл которых можно добраться до глубины образного строя этой гениальной песни.

Здесь гармония естественного мира и дисгармония неестественного в жёстком отрицании друг друга. И потому "две тысячи лет война, война без особых причин", а ведь есть главная причина... фальшь, лицемерие - "в этом мотиве есть какая-то фальшь»  - старшего, привыкшего уже к цивилизации искусственной жизни,  поколения .   Её чувствует молодость –« но где найти тех, кто услышит её?"   и поэтому война молодых представляется Цою, как "лекарство против морщин".... Естественные отношения молодых - это "красная, красная кровь" естественной жизни и кровью молодости "жива земля, цветы и трава, согретые Светом Звезды по имени Солнце".

 

В этом, собственно говоря, суть всей песни, как Откровения... Естественный свет Солнца, как живого Существа живого мира здесь противопоставляется холоду цивилизации. Человек стоит перед выбором... Что ему важнее, войти в иерархию искусственного лукавого, разрушающего естественную жизнь "мира" ценностей современности - вписаться в социум, или же везде и во всём следовать живому свету Солнца, для которого наша "современность" лишь зловонная куча грязи, где бесцветная холодная "жизнь" - "белый снег" покрывается "серым льдом" - человеческих неискренних отношений "на растрескавшейся земле" , т.е. земле, где люди живут без Рода и без племени,  пытаясь "петлёй дорог", как удавкой связать сонное сознание - "городом",  как "лоскутным одеялом" накрыть, прикрыть, закрыть людей от света Естества - от света Солнца.

Над городом "плывут облака" предубеждений, предустановлений, "закрывая Небесный Свет". И ещё того гаже "жёлтый дым" лживых отношений между людьми - лукавых выделений сонного несвободного сознания.

Цой точно, ни капли не лукавя, указывает на причину нестроения жизни на земле - "городу две тысячи лет", т.е. прямо говорится о том, что "город" - цивилизация появилась после Рождества Христова! И дальше Цой указывает, что эта цивилизация ему не указ, потому что и она, со всеми её извращениями, "прожита под Светом звезды по имени Солнце".

"Он не знает слова "да" и слова "нет" - У Виктора Цоя есть противопоставление Естества и цивилизации, где его лирический герой твёрдо становится на сторону Света Солнца, и только потому слова "да" и "нет" в системе ценностей социума для него уже не имеют никакого значения.  И  именно поэтому  "он не помнит ни чинов, ни имён",  -  не признаёт для себя ложных авторитетов " и способен дотянуться до  Звёзд, не считая, что это сон" (т.е. не принимает для  себя ограничений,  как это положено в социуме,  считая т.н. "внешний"  Божий мир своим достоянием  - "теперь ты видишь Солнце!  Возьми - это твоё!" ).

А теперь задумаемся над словами: "Судьбою больше любим, кто живёт по Законам другим, и кому умирать молодым". Что обозначает эта вот Любовь Судьбы к человеку? И почему, Любимому Судьбою, "умирать молодым"? Какая же связь существует между Любовью и Смертью?  Здесь такая глубина искренности и правды, что дух захватывает!

Это о том, что праведный искренний человек всегда неугоден в лживом подлом искусственном мире. Ему постоянно с огромным напряжением приходится преодолевать везде и всюду смерть. А "смерть стоит того, чтобы жить". А "любовь стоит того, чтобы ждать" понимания - в искреннем участии в жизни мироздания, свободного, на равных основаниях, как внешнего, так и внутреннего, субъективного и объективного.

"И упасть, опалённым звездой по имени Солнце" -  Здесь речь не об ослеплении и надежде, а о прямом желании лирического героя остаться в огне Солнца даже после смерти. Здесь безстрашие праведной жизни в безкомпромиссном отношении к добру и злу. Творение добра и правды. Если праведный человек не уходит от пути, данного Судьбою, то он неминуемо столкнётся с врагами Рода человеческого, а "на этом пути остаётся только отвага одна" (Парменид, V век  до н.э.).

 

 

 

ПЕЧАЛЬ

На холодной земле

 стоит город большой.

 Там горят фонари, и

 машины гудят.

 А над городом ночь,

 а над ночью луна,

 И сегодня луна

 каплей крови  красна.

 

 Дом стоит, свет горит,

 Из окна видна даль.

 Так откуда взялась печаль?

 И, вроде, жив и здоров,

 И, вроде, жить  не тужить.

 Так откуда взялась печаль?

 

 А вокруг благодать

 - ни черта не видать,

 А вокруг красота -

 не видать ни черта.

 И все кричат:Ура!,

и все бегут вперед,

 И над этим всем

 новый день встает.

 

 Дом стоит, свет горит,

 Из окна видна даль.

 Так откуда взялась печаль?

 И, вроде, жив и здоров,

 И, вроде, жить  не тужить.

 Так откуда взялась печаль? ...

 

 

О чём эта песня? О том же, что и "Звезда по имени Солнце"... здесь тот же "город" - цивилизация "на холодной земле" и тяжёлое предчувствие скорой развязки... Маленький человек со светом своего уютного домика, искусственными фонарями и гудением машин противопоставляется Ночи Мироздания, в которой "Луна, каплей крови красна"... Люди социума "вроде живы и здоровы" и не лишены перспективы жизни - "из окна видна даль", но эта перспектива лишь в их "окне" - ограниченном индивидуальном потребительском взглядом на жизнь... А в скорбной действительности уже ничего не видно, уже мир оголён от красоты, искренности и правды и движение масс "вперёд" под крики "Ура!" автоматично и никуда не направлено и не избежать разоблачения - "Встающего над этим всем Нового Дня"... Это, конечно, и пророческая, и политическая песня, Смысл которой  совершенно  однозначен.

 

ЛЕГЕНДА

 

"Среди связок в горле комом теснится крик.

Но настала пора, и тут уж кричи не кричи.

Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,

Как шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи,

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон.

Как смеялось Небо, а потом прикусило язык.

И дрожала рука у того, кто остался жив.

И внезапно в Вечность вдруг превратился миг.

И горел погребальным костром закат,

И волками смотрели Звёзды из облаков.

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в Ночь.

И как спали вповалку живые, не видя снов....

 

Эй, если Ты есть, ответь со своей высоты!

Посмотри, что Ты сделал своим подставленьем щеки!

Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,

Если я в этом мире гость, то хозяин - не Ты!

 

А жизнь - только слово.

Есть лишь Любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить.

А Любовь стоит того, чтобы ждать".

Вспоминаются слова А.И.Куприна: "Тихое   оподление  души страшнее казней и баррикад". В нас "теснятся страсти",  но из трусости,  или же из ложного стыда - боязни нарушить приличия мы молчим даже при виде явного беззакония ... Этот "ком"... "криком теснится в горле",  душит нас ... и наступает пора, когда вся эта ложь и подлость вырывается наружу... "и тут уж кричи не кричи"... "Молчанием предаётся Бог" и потому схватка добра и зла неминуема, и за грехи согласия со злом и ложью поплатится и ни в чём неповинная трава, пропитанная человеческой кровью...

А вот и слова о чёрной силе зла: "И как хлопало крыльями чёрное племя ворон" - здесь однозначно о племени "чёрных", как понимал В.Цоя Игорь Тальков.

"Как смеялось Небо, а потом прикусило язык" - это о Слове Небесном, ждавшем во-площения делами праведными человеческими на земле, да так и не дождавшемся, потому и речь о "прикушенном языке" .

"И дрожала рука у тех, кто остался жив" - это, как и в "Романсе", о "руке", неспособной творить и "задрожавшей" от страха пред беззаконием.

"И внезапно в Вечность вдруг превратился миг" - это как в Евангелии, где говорится о том, что Страшный Суд придёт "внезапно" для ослепших от грехов и уставших от согласия с ложью людей.  Внезапно в быт и обывательскую "мирную" тишину придёт "Вечность", и случится это "вдруг",  как неожиданное пробуждение во время всеобщего сна, и поэтому этот "миг" запомнится навсегда - "миг" станет "Вечностью"!  Здесь всё на месте и полно глубочайшего смысла!

"И горел погребальным костром закат.

И волками смотрели Звёзды из облаков.

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в Ночь.

И, как спали вповалку живые, не видя снов..."

 

-  А это о том, что люди разделились на принявших бой, которые и после смерти своей остались пред Богом живыми, раскинувшими руки, охватывающими Его мир и не побоявшимися уйти в Несбывшееся - в  Ночь с Любовью, и "живыми", продолжающими "спать вповалку, не видя снов"... Это как бы продолжение разговора, начатого  в "Спокойной ночи". "Звёзды" -  несостоявшиеся человеческие судьбы…  Только потому, что люди изменили своей судьбе, смотрят "Звёзды" на них "волками из облаков",  где облака, как всегда у Цоя, символизируют лукавые предубеждения, скрывающие свет солнца, и "горит погребальным костром закат" над теми, кто выбрал для себя духовную смерть ещё при жизни.

Страшная картина сотворена  из слов и звуков. Медленный торжественный ритм усиливает траурное звучание гармонии из музыки и  слов. У В.М.Васнецова есть такое вот чисто русское историческое монументальное полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880, ГТГ), где над трупами в последней схватке на фоне заката клюют, охватывая крыльями друг друга, два Орла. Воины уже заснули смертным сном, а бой добра со злом никогда не закончится, ни на земле, ни в Небе. И всё это есть результат сонного наваждения, нежелания жить праведно, молчаливого согласия, а точнее подлого трусливого смирения с социальным злом.

Эй, если Ты есть, ответь со своей высоты!

Посмотри, что Ты сделал своим подставленьем щеки!

Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,

Если я в этом мире гость, то хозяин - не Ты!

- это ответ на широко известную сентенцию апостола Павла о том, что все верующие люди, лишь гости в подлунном мире,  не хозяева этого мира, и "чают не земного отечества, но Небесного".  Нет, - отвечает  Цой, - всё как раз наоборот, если люди перестанут почитать себя господами -  сиречь хозяевами этого вот природного естественного бытия, в котором они Отцом Небесным рождены ради праведного дела Истины на земле, то тогда они, теряя свою свободу и не принимая ответственность пред Родом человеческим, Родиною и Богом, их породившими становятся лишь "гостями" на балу у миродержца века сего.

 

Конечно же, не случайно, что Виктор, написав в этой песне четверостишие,  в котором говорится о Боге, никогда не пел его. Почему?  Ведь без понимания этих строк общий смысл и строй песни несколько размывается? Мне кажется, что и сегодня, подобные слова вызывают активное неприятие в среде православного официоза. Я писал уже, что были и богословские причины забвения смысла творчества  Виктора Цоя,  имея в виду в первую очередь именно эти слова. Ну и что, что Виктор так никогда и не спел их! Эта же богословская и философская нравственная позиция есть и в его других, менее откровенных песнях.

"А жизнь - только Слово.

Есть лишь Любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить.

А Любовь стоит того, чтобы ждать".

- эти гениальные строки о том, что жизнь человеческая есть только возможность  во-площения,  причём эта возможность выражена вполне конкретно в Слове - во-площения Любви,  соединяющей ближних в Роде человеческом и роды бытия многоразличные в Единой Воле Всевышнего, или же жизнь - есть возможность разрушения Слова и воплощения индивидуальной и эгоистической воли человеческой, что и есть смерть.  И именно потому, что жизнь всего лишь Слово - возможность Любви и только  - «Стань песней, живи на губах. Я стану словами»    - нельзя спать: "Эй, а кто будет петь, если все будут спать?"  Победа над смертью стоит того, чтобы жить. Смерти следует всегда и везде противостоять, и никогда и ни при каких условиях нельзя смиряться пред чужой эгоистической волей. Здесь всё Величие В.Цоя - в принципиальном его ответе тем, кто говорит: "Всякая власть от Бога". Нет, власть от сатаны - отвечает Виктор Цой и только Любовь от Бога, только "Любовь стоит того, чтобы ждать", нельзя спать - это слишком похоже на ожидание смерти, а смерти надо противостоять, не боясь её. Смерть возбуждает праведного человека своим явлением к преодолению её праведной Жизнью. Если бы люди жили искренне, не боясь смерти, то в их жизни не было бы таких кровавых побоищ.

 

 

 

 

ЗАВТРА  ВОЙНА

 

Над полями - туман,

Над рекой - туман.

Ты придёшь - не придёшь,

Всё одно - обман.

А на небе - луна,

За ней - звёзд стена.

И над хутором песня слышна.

И идёт паренёк,

И ему невдомёк

То, что завтра

Начнётся война.

 

Это песня о том, что война назрела и уже чувствуется в ночном воздухе. Звёзд не видно, они кажутся единой тёмной стеной...   Это предчувствие разрушения Отечества. Чёткость ограниченно настроенного,  атеистического взгляда на мир советского человека сменилась "туманом". "Река" у  Цоя - отношения между людьми. "Поле" - дело на земле, которое стало уже никому не нужным. И куда ты не придёшь, и к кому не придёшь - везде обман. А на небе луна - отражённый свет, за которым, как таинственная стена - свет негасимых Звёзд. Но к ним не пробраться, неверный свет лживой луны мешает этому.  «Песня слышна»  стала теперь уже не над селом, а над частным хутором, и  это совсем другая песня, не такая, что была раньше.  Песни остались только для одиночек, их ещё поют молодые и неопытные, -  те, кому невдомёк, что уже не до песен.

 "Завтра … Начнётся война". Виктор не знал, что нас возьмут за горло без единого патрона. Он лучше о нас думал, чем мы есть на самом деле.

 

КИНО

 

"Они сказали: "Надо пройти!"

Они не верят, что есть иные пути.

"Не бойся, - это только кино. Я знаю точно, - это кино.

Кончится фильм, зажгут свет, и мы поедем домой".

 

Те, кто был раньше, вставлял в их ружья цветы.

В ответ на это, свинец затыкал им рты".

 

Собственно это только фрагмент песни, который поёт Виктор под гитару. Звучит диссонирующий аккорд форте перед последними двумя строками.

    Кто же хотел "пройти" любыми средствами в 1990 году? .  "Они" - те, кому было "Надо пройти!", кто не видел для «этой страны»  иного пути кроме  дикой воровской приватизации…  Под теми, кому надо было пройти,  Виктор понимал «племя молодое незнакомое» во главе с печально знаменитым Чубайсом.  А под "вставляющими цветы", т.н. советскую интеллигенцию с её космополитическими  примиренческими взглядами.  Да мы все при советской власти кричали "Миру - Мир!",  твердили  о братстве  народов - "вставляли в их ружья цветы".  А в ответ на это с гуманного "демократического" запада получали свинец - "свинец затыкал им рты!"

 

"Не бойся, - это только кино. Я знаю точно, - это кино.

Кончится фильм, зажгут свет, и мы поедем домой".

 Советский народ не воспринимал серьёзно  того, что происходило на его глазах, люди в большинстве своём не верили, что можно разрушить их мир, казавшийся таким прочным. Мы и сейчас, как в кино, не способны ни на что, только сидеть в зале и ждать окончание фильма. А "дома" у нас уже нет.   "Пока мы спали, они всё у нас украли!" - это политический лозунг уже сегодняшних дней, который говорит о том, что эти строчки из политической песни В.Цоя,  от которой счастливым образом сохранился только один фрагмент, актуальны и сегодня. Федерико Гарсия Лорка был убит фашистами в точности за такие же по смыслу строки: "Когда говорят пушки, музы должны молчать". Заставили замолчать и Виктора Цоя.

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0